Не хочу учиться! Как привить ребенку интерес к знаниям

Позади первый в жизни школьный звонок, знакомство с учительницей и одноклассниками. Получены первые оценки. Становится понятно, интересна ребенку учеба или нет, с удовольствием он собирается в школу или из-под палки. На проявление детского нежелания учиться родителям стоит обратить внимание с самого начала, с самых первых признаков. Да и вообще полезно разобраться в мотивации ребенка. Насколько искренним является его интерес к знаниям, что для него важнее: процесс обучения или оценка.

Нет ничего плохого в том, что ребенок стремится учиться на «отлично». Малыш стремится получить одобрение родителей, с гордостью показывает дневник – такое поведение, казалось бы, выше всяких похвал! Однако оно таит в себе опасность. Мотивация к учебе, напрямую связанная с родительской системой ценностей – непрочная основа. Малыш станет подростком, система ценностей изменится, мнение ровесников станет более важным, чем мнение родителей – и ребенок не найдет ответа на вопрос «А зачем учиться?». Действительно, зачем, лучше с друзьями потусоваться… Вывод: в идеале основой обучения должен быть искренний, неподдельный интерес к новым знаниям.

Однако интерес к познанию тоже не гарантирует 100%-го успеха. Ведь любопытство можно удовлетворить и другими способами: для этого есть книги, фильмы, Интернет. Бывает так, что очень любознательные от природы дети, столкнувшись со школой, оказываются очень разочарованными. Потому что в школе – дисциплина! И знания не получается черпать полной ложкой из той кастрюли, из которой хочется. В школе есть учитель, который управляет процессом обучения. Есть одноклассники, которым материал дается очень тяжело, и учителю приходится ориентироваться на темп отстающих. Не всем детям удается сразу приспособиться к такому положению вещей.

Чем родители могут помочь ребенку, который учится с трудом и при упоминании о школе морщит нос? Педагог Александр Пинт в своей книге «Это вам, родители» дает следующие рекомендации:

  1. Поощряйте ребенка за знания, а не за оценки.
  2. Ваша задача – помочь ребенку научиться думать, а не зазубривать сухую информацию. Во время выполнения домашних заданий задавайте ребенку вопросы, чтобы он не просто выдавал заученные фразы, а отвечал осмысленно.
  3. Приучите ребенка к дисциплине. Малыш должен знать, что, придя из школы, пообедав и немного отдохнув, он садится за уроки.

Кстати, о домашних заданиях. От того, как построена работа дома, во многом зависит отношение вашего ученика к школе. Психологи Н. Коршунова и Н. Гуткина предостерегают: ни в коем случае не нужно до первого курса вуза учиться вместе с ребенком. Конечно, если малышу тяжело даются знания, если он многого не понимает, нужно сидеть рядом с ним и во всем разбираться. Однако за первые год-два ребенок должен научиться выполнять задания самостоятельно. А опека взрослых к этому времени должна быть сведена к минимуму.

Еще несколько рекомендаций по совместной работе над домашними заданиями:

  1. Поговорите с ребенком о пользе домашних работ. Объясните, что это замечательная возможность выяснить и понять все то, в чем он не успел разобраться на уроке.
  2. Ребенок должен знать, что дома он может спросить все, что угодно, и никто не навесит на него ярлык несообразительного, неусидчивого, недогадливого.
  3. Атмосфера домашних занятий должна быть гораздо более мягкой, чем школьная. Если ребенок хочет встать и подвигаться, не стоит ему это запрещать. Помните, что малыш отсидел на занятиях уже несколько уроков, и там у него не было возможности для вольностей.
  4. Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач одновременно. Например, сидеть прямо, писать красиво, думать быстро. Постоянное торпедирование командами-приказами: «Выпрямись», «Не дергай ногой!», «Не кусай губы!», «Пиши ровно» — приводит к прямо противоположному результату: ребенок тут же отвлекается, и ему трудно снова сосредоточиться. Выделите для себя одну главную задачу (прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение и т. д.), а остальные оставьте для другого времени.

Чтобы привить ребенку интерес к знаниям и учебе, нужно разумное сочетание твердой руки и гибкого подхода. Рекорды в обучении – вещь, конечно, полезная, но гораздо важнее душевное состояние вашего чада и его уверенность, что вы любите его независимо от школьных успехов.

Автор статьи: Алена Набатчикова

http://freken-bok.com/

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *