Какая игрушка полезна для вашего малыша?

Сегодняшние детские магазины кажутся раем для малыша. Сколько там красивых, ярких, красочных игрушек! Мы, взрослые, попадая в это детское царство, не перестаем умиляться милым зверушкам, очаровательным куклам и разноцветным конструкторам. Между тем, ребенок смотрит на игрушки совсем другими глазами. Для него игра – это первый шаг на пути исследования окружающего мира. Поэтому правильные игрушки так важны для развития малыша.

«Игрушек должно быть много!» — это неверное утверждение. Психологи предупреждают: от обилия игрушек у ребенка «разбегаются глаза», ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Как пишет Масару Ибука в популярной книге «После трех уже поздно»: ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

Почему с некоторыми игрушками ребенок готов возиться часами, а другие летят в дальний угол комнаты через пять минут? Как указывает психолог С. Миллер, наблюдения за детьми показали, что «сложность» игрушки прямо пропорциональна времени, в течение которого малыш будет играть с ней. То есть если игрушку можно долго крутить-вертеть в руках, что-то вставлять, на что-то нажимать, смотреть, как она мигает, слушать, какие звуки она издает – она наверняка вызовет интерес. Главное достоинство игрушки – это возможность домыслить, нафантазировать, что-то придумать.

Пример: поезд, который похож на настоящий и бегает по рельсам, или поезд из простых деревянных блоков, которые легко сцепляются между собой. Количество действий, которые применимы к «настоящему» поезду, не так уж велико. А вот поезд из кубиков – совсем другое дело. Два кубика, связанные вместе, — это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда малышу надоест игра «на суше», каждый кубик станет лодкой, и эту флотилию потянет баржа – большой кубик. Вот где простор для воображения!

По мнению доктора психологических наук В.А.Абраменковой, требованию давать простор для творчества отвечают «природные» игрушки: «Это камешки, песок, шишки, палочки, лоскутки. Они могут быть всем». Пуговицы могут стать жителями сказочного города, и для каждого из них малыш придумает свою историю. Початок кукурузы может превратиться в девочку с длинными волосами. И так далее. Нам, взрослым, остается только завидовать силе детской фантазии. И не перегружать детскую покупными игрушками. Малыш сам выберет, во что поиграть, среди предметов окружающей обстановки.

Огромное пространство для развития воображения дают такие простые материалы, как глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур. Малыш может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится. Перебирая их в руках, он  меняет их форму, с удивлением наблюдая за изменениями. И это для него —  ценный опыт. Психологи давно установили, что ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. Такое же важное значение имеет и рисование. Уже с годичного возраста можно начинать рисовать специальными пальчиковыми красками.

Психологи подчеркивают: детская игрушка должна быть из натуральных материалов. Если это кукла, то из шерсти и хлопчатобумажных тканей, если машина, то из дерева. Натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет искажает представление о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, руки ребенка, осязая натуральные материалы, получают информацию о мире. Кора дерева — шершавая, камень — гладкий, песок — сыпучий, вода не держит форму, и так далее.

Автор статьи: Алена Набатчикова

http://freken-bok.com

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *