Уроки по развитию речи

С каким нетерпением родители ожидают первых слов от ребенка! Гадают: каким будет самое первое: «мама», «папа» или «баба»? А если малыш слишком долго изъясняется невнятными «бика» и «ава» — для родителей это существенный повод для беспокойства. Очень важно помочь ребенку овладеть речевыми навыками, и от родителей здесь зависит очень многое. Прежде всего, как можно больше общайтесь с ребенком, не потакайте его привычке изъясняться жестами и внимательно слушайте. Вы и не заметите, как в вашей семье появится новый интересный собеседник.

Особенности речи ребенка

Общение с ребенком начинается задолго до того, как он начинает произносить осмысленные слова. Накопление так называемого пассивного словаря происходит уже в полугодовалом возрасте. С начала второго года жизни ребенок усваивает около двадцати новых слов в месяц (при этом произносит только девять).

Есть общепринятая (и очень усредненная схема), с помощью которой обычно определяют: вписывается ли малыш в нормальный темп усвоения речи, не отстает ли он? Годовалый ребенок должен уметь произносить «предложения» из одного слова; малыш в возрасте 2 лет должен уметь составить предложение из двух слов; фразы трехлетнего ребенка состоят из 3-х слов. Здесь следует сделать существенную поправку. «Слово» в понимании ребенка и взрослого – две разные вещи. В логопедии словом считается комплекс звуков, который прочно закреплен за конкретным предметом, человеком или явлением. Например, слог «мо» у годовалого малыша может означать «молоко» или «мокро». Если раз за разом он употребляет «мо» в одном и том же значении, это самое настоящее слово.

Делать выводы о своевременности развития речи у ребенка на основе одного только количественного критерия неверно. Каждый малыш индивидуален, и нужно с пониманием и спокойствием отнестись к особенностям его развития. Оценивая речь крохи, нужно обращать внимание и на объем речи, которую он понимает, когда вы обращаетесь к нему, и на общую речевую активность, которая проявляется в мычании или попытках что-нибудь спеть.

Артикуляционная гимнастика

Выполняйте этот комплекс упражнений регулярно, сохраняя настроение игры, так, чтобы ребенок не устал и не заскучал.

  1. Воздушный шарик. «А ну-ка, покажем, какой бывает воздушный шарик?». И надуваем щечки, показывая, какой шарик круглый.
  2. Паровозик. Показываем, как дудит паровозик. Складываем губы трубочкой и вращаем ими сначала по часовой стрелке, потом против.
  3. Улыбка. Самое простое и приятное упражнение. Попросите малыша показать, как он умеет улыбаться. Сначала растягиваем губы в улыбке, потом складываем трубочкой.
  4. Лошадка. Теперь мы показываем, как делает лошадка, когда мы ей приказываем «Стой!». Она издает звук «тпфр-тпфр».
  5. Язычок. «Давай проверим, у кого язычок длиннее, у тебя или у мамы? Ну-ка, повторяй за мной». Дотрагиваемся языком до верхней губы, потом до нижней, затем касаемся языком левой стороны губ и правой.
  6. Поцелуйчик. Имитируем поцелуй. Губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими. Издаем звук поцелуя, затем губы расслябляем.

Общие рекомендации по развитию речи

Вот несколько рекомендаций, следуя которым, вы поможете ребенку быстрее и легче освоить речь.

  • Общайтесь с ребенком. Комментируйте свои и его действия: «Сейчас мы оденем шапочку и пойдем гулять на улицу». «А кто это к нам пришел? Тетя Люда». «А что мы делали на улице? Играли в снежки. Снег белый, холодный и мокрый». Однако специалисты не рекомендуют общаться с ребенком в «режиме радио». Чтобы малыш усвоил информацию, которая поступает из внешнего мира, ему нужно иногда побыть наедине с собой, поиграть, подумать.
  • После года постарайтесь избегать языка жестов. Попробуйте не реагировать на протянутую руку и, отдавая ребенку вещь, настаивайте: «Скажи: дай!». Постепенно усложняйте формулировки: «Скажи: мама, дай грушу!». Не помешает освоить такие слова, как «пожалуйста» и «спасибо».
  • Когда малыш пытается что-то рассказать, внимательно его слушайте, всем видом показывайте свою заинтересованность. Можно удивляться, переспрашивать: «Как-как делала собачка? Гав-гав? Ну, надо же, какая хорошая собачка».
  • Ни в коем случае не заменяйте настоящие слова детскими упрощениями («бибика» вместо «машина», «ам-ам» вместо «кушать»). Помните: ребенку трудно пока произносить слова, но слышит он их правильно. Не вводите его в заблуждение, упрощая.
  • Когда общаетесь с малышом, говорите медленно. В потоке ваших слов он должен успеть вычленить то, что ему известно.
  • Почаще читайте ребенку сказки, в которых отдельные фразы повторяются по много раз, например, «Репку» или «Курочку Рябу».

Попутно с занятиями речью развивайте мелкую моторику: лепите из пластилина, перебирайте руками пуговички, бусинки, кубики; изучайте на ощупь поверхность различных предметов: гладких, шершавых, теплых, холодных, твердых, мягких. Развитие речи – комплексный процесс, и подойти к нему нужно с разных позиций.

Автор статьи: Алена Набатчикова

http://freken-bok.com/

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *