Помогаем ребенку освоить навыки общения

Наблюдая за игрой детей на игровой площадке, можно сделать массу полезных выводов о том, насколько у того или иного ребенка развиты навыки общения. Вот один малыш пытается забрать у другого машинку: видимо, он еще не до конца понимает, что мир не принадлежит ему одному, и на свете есть другие люди со своими интересами. А тот, у кого отобрали игрушку, горько плачет и зовет на помощь маму: ему не хватает понимания, что нужно уметь отстаивать свои интересы, и мама не всегда сможет защитить от обидчика. Формирование навыков общения – один из важнейших пунктов в воспитании ребенка, и уделять ему внимание следует с самого раннего детства.

С чего начинается общение

«С какого возраста нужно заниматься развитием коммуникативных навыков ребенка?» — на этот вопрос детские психологи отвечают: с самого рождения. Пусть реакции крохи на окружающий мир пока еще совсем просты, но он уже способен чувствовать себя любимым и необходимым. Разговаривая с малышом, прикасаясь к нему, вы даете ему возможность почувствовать, что мир наполнен теплом любви и заботы. Это – фундамент, который позволит ребенку вырасти открытым, общительным, интересующимся людьми, которые его окружают.

Приблизительно до трех лет круг общения малыша – это его родители. Следующий этап – пробуждение интереса к ровесникам. Детский психолог Татьяна Орлова отмечает, что потребность в общении в этом возрасте сводится у детей к демонстрации себя. Чуткость, способность реагировать на настроение и интересы товарищей по детской площадке приходят позже. Американский психолог Зик Рубин подчеркивает, что дети могут быть весьма избирательными в выборе друзей. Например, двое малышей затевают игру в полицейских. Подходит третий и просится в компанию. Он может получить отпор: «Мы с тобой играть не будем». В такие моменты важно отвлечь ребенка от ситуации, дать ему понять, что отказ никак не связан с его качествами, и на этой же площадке он может присоединиться к другой группе детей, с которыми будет не менее интересно.

Джентльменский набор

К первому классу школы ребенок должен овладеть следующими коммуникативными навыками:

Приветствие, прощание. Кому можно сказать «Привет!», а с кем необходимо здороваться в официальной манере: «Здравствуйте, Маргарита Ивановна». С кем можно попрощаться по-свойски: «Пока! Счастливо!», а кому следует сказать «До свидания».

Обращение. Обратиться – значит обратить на себя внимание другого человека, ребенка или взрослого. «Маша», «тетя», «дядя» — простые обращения, направленные как к знакомым людям, так и к тем, кого ребенок не знает. Варианты посложнее: «Послушайте», «Могу я к вам обратиться?», «Я хочу вам что-то сказать».

Просьба о помощи, услуге. Часто ребенок, сталкиваясь с трудностью, начинает капризничать, плакать, рассчитывая, что тем самым привлечет к себе внимание и получит требуемую помощь. Гораздо полезнее, если родители научат свое чадо прямо выражать просьбы: «Пожалуйста, подержите дверь подъезда, я не могу завезти велосипед».

Благодарность. Конечно же, ребенок должен знать волшебное слово «спасибо». Высший пилотаж – когда он может объяснить, чем вызвано его чувство признательности: «Тетя Люба, спасибо за интересную сказку».

Извинение. Здесь важно, чтобы ребенок мог выразить извинение словами, а не просто скорчил скорбную рожицу. «Паша, извини меня за то, что я сломал твой домик».

Отказ. Мы, взрослые, хорошо знаем, как порой трудно сказать «нет». Пусть ваш ребенок с раннего возраста научится понимать свои интересы и выражать их в словесной форме. Ребенок должен знать, что он имеет полное право отказаться от того, что ему не нравится, кажется неприятным, опасным.

Игры для развития коммуникативных навыков

Приведем два примера групповых игр, направленных на развитие навыков общения. Вы можете собрать у себя в гостях одноклассников или друзей вашего ребенка – ребята получат и пользу, и удовольствие.

«Сиамские близнецы». В этой игре не участвует речь. Тем не менее, она учит детей сотрудничеству, тренирует способность чувствовать другого человека и координировать с ним свои действия. Все очень просто. Вы предлагаете детям разделиться на пары. В каждой паре дети одной рукой обнимают напарника за плечо. Получается, что у каждого из участников свободной остается только одна рука. В таком положении детям нужно выполнить какое-нибудь задание: завязать шнурки на ботинках, вырезать что-нибудь из бумаги и тому подобное.

«Интервью». Вы раздаете детям по листку бумаги. За фиксированный промежуток времени дети должны опросить как можно большее количество других участников игры. Пусть вопросы будут самыми разными: об увлечениях, предпочтениях в еде, любимых играх…Побеждает тот, кто соберет наибольшее количество интервью. Самые интересные варианты можно зачитать вслух.

Если ваш ребенок не так общителен, как вам хотелось бы, если шумному обществу ровесников он предпочитает вдумчивые занятия вроде игры с конструктором – это не значит, что у него плохо развиты коммуникативные навыки. Это особенность его характера, и к ней следует относиться с уважением и пониманием.

Автор статьи: Алена Набатчикова

http://freken-bok.com

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *