Хвалите ребенка правильно

«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» — советует в книге «Нестандартный ребенок» психиатр и психотерапевт Владимир Леви. Будучи сказанной вне контекста, эта цитата производит ложное впечатление: как будто ребенка только и нужно делать, что хвалить. Иначе родители рискуют вырастить неуверенную в себе личность с низкой самооценкой. На самом деле похвала – очень тонкий механизм в системе воспитания. Если хотите, чтобы похвала шла ребенку на пользу – хвалите грамотно.

Педагог Сергей Зыкин предлагает нам, прежде всего, основательно разобраться, какие бывают похвалы, и в чем заключаются их сильные и слабые стороны.

Похвала за действие. «Так и продолжай». «Так держать». «У тебя отлично получается». «Всегда бы так». «Ты всё делаешь правильно». Мы даем ребенку понять, что он на правильном пути. Мы помогаем ему развеять сомнения и укрепляем его уверенность. И еще – подготавливаем почву для рекомендаций, как он мог бы сделать определенное действие еще лучше. После искреннего одобрения любой совет будет воспринят с вниманием. Минус этого вида поощрения: если пользоваться им слишком часто, малыш привыкнет и будет дожидаться очередного «поглаживания». Либо начнет опасаться браться за новые начинания, ведь неизвестно, удастся ли ему новое дело так же хорошо, как то, в котором он уже преуспел.
Похвала за результат. «У тебя здорово получилось». «Ты отлично это сделал». Использовать этот вид поощрения легко и приятно. Есть только одно «но»: ребенок не всегда и не все делает хорошо. Пример: пятилетний Юра решил украсить дом. Он срезал с маминой блузки яркие блестки и приклеил их к окну клеем «Момент». Результат плачевен: блузка испорчена, блестки отклеить невозможно, мама расстроена. Есть повод как следует отругать свое чадо? Подумайте хорошенько: он ведь не знает, сколько стоит блузка. И намерения у него были самые лучшие: сделать родителям приятно. И он, к счастью, не порезался. Обсудите с ребенком ситуацию, объясните, что так делать нельзя. Но не забудьте похвалить его за желание сделать дом более уютным, сделав акцент на том, что средства для этого были выбраны неверные.

Комплимент. Здесь мы отмечаем личные качества ребенка, положительные стороны его характера. «Ты у меня такой самостоятельный – сам вымыл посуду». «Ты сегодня очень быстро выполнила домашнее задание. Видишь, какая ты у меня целеустремленная». В случае с этим видом поощрения важно отметить поступок, на основании которого вы делаете вывод о положительных качествах вашего чада. Комплименты наподобие «Ты у меня самый лучший (самый умный, самый красивый)!» могут со временем привести к «звездной болезни» и сложностям в социальной адаптации ребенка.

Позитивная оценка. В этом случае мы говорим о той реакции, которую в нас, взрослых, вызывают те или иные действия ребенка. «Я тобой довольна». «Ты меня порадовал». Выдавая похвалу, мы словно говорим малышу: хочешь доставить мне удовольствие, делай так же и в следующий раз. Этим видом похвалы лучше пользоваться, когда ребенок начинает новое для него дело: ваша поддержка придаст ему энтузиазма и уверенности. Если же буквально каждое значимое действие ребенка поощрять такой похвалой, можно создать ситуацию, при которой мнение других людей будет для ребенка более важным, чем его собственное.

Автор книги «Родители и дети» Хаим Дж. Джайнот приводит такую метафору: «Похвала так же бьет в глаза, как и яркое солнце — и так же сильно слепит». Поощряя ребенка, не выдавайте приторно-сладкую порцию комплиментов, в искренности которых ребенок засомневается. Например:

Отец: Верстак такой тяжелый. Трудно было его подвинуть.

Сын: Я это сделал!

Отец: Да, задача не из легких.

Сын (с гордостью, демонстрируя мускулы): Я — сильный!

Если бы отец в этом разговоре сказал: «Ты у меня сильнее всех!», сын мог бы подумать: «Ага… Вот Сашка из соседнего подъезда гораздо сильнее меня». Дайте ребенку возможность самому сделать выводы о своих достоинствах – ценность такой воспитательной меры значительно выше, нежели явно преувеличенный комплимент.

Самой неконструктивной является похвала, которая обращена к способностям ребенка, которые дарованы ему природой, когда блестящий результат дается ему почти без усилий. Это самый короткий путь к взращиванию лени и самомнения. И еще одна «заповедь»: похвала всегда должна быть равноценной заслуге.

Автор статьи: Алена Набатчикова

http://freken-bok.com/

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *